Выступление на педсовете 10.01.2018.

 

Доклад: «Приёмы, формы и методы повышения учебной мотивации учащихся на уроке технология»

(Учитель технологии КОШ № 10 Задорожная Н.А.)

Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей.

Психологи выделяют в развитии ребен​ка несколько возрастных периодов, каждый из которых характеризуется специфичес​кими особенностями — внутренней пози​цией ребенка, его отношением к окружаю​щему и т.д. Учащиеся младшего школьного возраста (6/7-10 лет) активны и восприим​чивы. Большинство пятиклассников испы​тывают интерес к новым предметам, в ча​стности «Технологии», их легко вовлечь в процесс создания изделия. В подростко​вом возрасте (11/12-15 лет) часть детей теряет желание учиться, и в 6-8 классах учителю приходится прилагать много уси​лий, чтобы поддержать интерес к учебе. От учителей часто можно услышать, что нынешние школьники учатся без интереса, в лучшем случае выполняют задания «от и до». Опираясь на собственный опыт работы, уверенно могу сказать, что дети пассивны на уроках технологии тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». Что же они вкла​дывают в это понятие?

Неинтересный урок технологии, по мне​нию пяти- и шестиклассников, это такой, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание», «изготавливать ненужную или некрасивую вещь», на кото​ром «нет общения друг с другом».

Почему учащиеся любят уроки кулина​рии? Потому, что на них можно узнать мно​го «интересного и полезного», заниматься разнообразной деятельностью («то нареза​ешь, то украшаешь, то накрываешь на стол»), выполнять привлекательные зада​ния («учитель не заставляет»), работать в коллективе («нравится работать сообща, в одной команде»), получить быстрый ре​зультат («приготовленное блюдо можно съесть и оценить»), сразу же применить по​лученные знания и умения в жизни («в вы​ходные я приготовила завтрак, и родители меня похвалили»).

Таким образом, пассивность учащихся на уроках зачастую определяется не их инертностью, а низкой личной актуальнос​тью учебных заданий. Умение заинтересовать школьни​ков ( по моему мнению) — одно из направлений педагогическо​го поиска как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.

Мне кажется что превратить «пассивных» детей в «актив​ных» можно, сформировав мотив к выпол​нению задачи. Известно, что побудитель​ная
причина — основа любой деятельнос​ти. Нет мотива — нет деятельности — нет результата.

Для создания мотивации необходимо использовать актуальные и применимые задания. Работа в команде позволит  учащимся по​мимо изучения программного материала общаться в процессе выполнения задачи. Это повышает чувство личной и командной ответственности, самостоятельности, умение грамотно распределять обязанности, работать и отвечать за результат сообща. При этом главное, на мой взгляд, — увлеченность  соб​ственной деятельностью. Ученики хотят получить результат сразу.

Я на своих уроках стараюсь раз​работать ряд объектов труда, главной особенностью которых является простота изготовления, технологичность, яркое оформление и «интересность» детям.

На моих уроках учащиеся могут изготовить не​сложное текстильное колье. Такая работа повысит интерес к предмету, разовьет фан​тазию, создаст на уроке атмосферу творче​ского поиска.

Для появления желания творить я всегда стараюсь подготовить почву, то есть готовлю такой объяснительный материал, что он просто не может не заинтересовать.

В заключение необходимо отметить, что применение метода обучения в малых группах способствует собранности и эмо​циональному подъему учащихся, учит об​щаться друг с другом в процессе познава​тельной деятельности, активизирует их и в конечном счете повышает эффективность урока. При этом именно мотивация — «учу потому, что мне интересно» — стимулирует учащихся к началу деятельности, увлеченность процессом повторения в команде по​зволяет усваивать знания более качествен​но.

 

СЛАЙД  №2                                        Мотивация

Мотивация учения является основным условием успешного обучения.

Психологи считают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента: осознание ребенком объективной значимости учения и понимание ребенком субъективной значимости учения.

Мотив учения – это побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию и осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей предполагает направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Немаловажную роль в процессе обучения играют эмоции. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Поэтому деятельность учителя с учетом мотивационного компонента должна состоять из нескольких блоков: собственно мотивационного; целевого; эмоционального; познавательного. Внутри каждого блока учителем организуется работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляции новых мотивов и появлению у них новых качественных характеристик.

Работа в рамках мотивационного блока направлена на осознание школьником того, ради чего он учится и что его побуждает к учению.

Целевой блок предполагает обучение целеполаганию в учении, направленность на осознание целей учения и их реализацию.

Эмоциональный блок направлен на развитие эмоционального компонента мотивации, главной характеристикой которого являются эмоциональные переживания школьника в учебной деятельности. Учение охватывает эмоциональную сферу ученика, поэтому, влияя на нее, учитель стимулирует мотивацию или наоборот заглушает ее.

А в рамках познавательного блока особое внимание уделяется умению ученика учиться и развитию навыков в учебной работе.

В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.

Безусловно, высокий уровень самооценки и самоконтроля, а также осознание учащимися того, ради чего они получают образование, характерно, в большей степени, для школьников старших классов.

СЛАЙД №3                              Приёмы

Основные аспекты формирования учебной мотивации:

1.осмысление и принятие цели деятельности и учебных задач;

2.атмосфера взаимопонимания и сотрудничества;

3.ситуации успеха;

4.использование групповых и индивидуальных форм учебной деятельности;

5.нестандартные формы проведения урока;

6.гибкая система поощрения и порицания;

7.использование игровых и информационных технологий.

 

СЛАЙД №4                                     Методы

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.

Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога.

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением .Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают проблемы варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

СЛАЙД №5                     Основные этапы мастерской.

1.Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

2.Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

3.Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

4.Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

5.Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

6.Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

7.Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

 

СЛАЙД №7         Мандала «Принятия себя в окружающем мире»

 

Мандалы — это особые сокральные  рисунки, являющиеся своего рода визуальной молитвой.

 

Традиционно ее обозначают кругом — символом космоса и природы, и квадратом — символом Земли и мира, созданного человеком.

Мандалы бывают:

  1. Двумерные мандалы
  2. Объемные
  3. Вышитые на ткани
  4. из лепестков цветов и разных цветных зерен каштанов, шишек
  5. сделанные из ниток
  6. изображённые на потолках храмов
  7. Украшения и амулеты в виде мандал

СЛАЙД № 16                      Практическая часть

Начало тренинга по педтехнологии «Мастерская»
1. Упражнение
«Здравствуйте»
2. Задание
«Диаграмма»

  1. Упражнение «Здравствуйте» (2-3 раза, 2 мин. )
    Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

            1.2. Организация пространства (1 мин.)

2.Задание «Диаграмма» (17  мин.)

Задание 1. На листе написать:

  • Конкретные цели, к которым вы стремитесь (выйти замуж, купить платье, стать директором, путешествовать)
  • Расставьте приоритеты с помощью нумерации (1- самый важный)
  • Напишите личностные качества , которые помогут достичь цели
  • Примите за 100% все качества и распределите на все указанные качеств вами качества
  • Отобразите результат в круговой диаграмме

СЛАЙД № 17                       Создание сценария мастер-класса

1.Цель:

  1. Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
  2. Сделать обзор различных приемов, тонкостей и нюансов использования художественных материалов.
  3. Показать отдельные формы работы, которые использую в своей деятельности.
  4. Познакомить с инновационными техниками.
  5. Создать мандалу «Принятия себя в окружающем мире»

Задачи мастер-класса:

  1. Конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
  2. Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
  3. Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;

Ожидаемые результаты мастер-класса:

  1. Понимание его участниками сути авторской системы педагога-мастера;
  2. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
  3. Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
  4. Повышения уровня их профессиональной компетенции по основным аспектам демонстрируемой деятельности
  5. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

В ходе мастер-класса участники:

  1. Знакомятся с инновационными техниками.
  2. Участвуют в практической части.
  3. Задают вопросы, обсуждают, получают консультации.
  4. Рефлексируют результаты эмоциональной отзывчивости

2.Организация пространства: замкнуть по рядам, команды.

Материалы: круги из картона, пластилин.

3.Регламент времени: устанавливаешь тайминг на каждый этап работы.

4.Описание инструкции.

5.Обсуждения впечатлений (рефлексия).

Описание инструкции

1.Задание: изготовление и крепление 1-2 элементов 30 сек.

Передача изделия соседу справа 5 сек.

Материалы: картон и пластилин

Анализ

В  мандале, которую вы получили, можно видеть отображение вашего взаимодействия с другими людьми, способность слышать чужое мнение, принимать изменения других и готовность  изменяться самим, а так же насколько вы разрешаете другим входить в вашу жизнь,  принимать критику и реагировать на стрессы.

Рефлексия

Поднимите руки  у кого поднялось настроение, что вы именно почувствовали,  что вам понравилось, повторите ли вы этот мастер класс ?

 

СЛАЙД № 18                                 Формы

Интегрированный урок с применением технологии «мастерская»

Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Преимущества интегрированных уроков с применением технологии «мастерская».

  • Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
  • Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Закономерности интегрированных уроков:

  • весь урок подчинён авторскому замыслу,
  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
  • урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
  • этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,
  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

1.паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

2.один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

3.весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

 

 

 

 

 

 

Методика интегрированного урока.

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

Подготовительный Исполнительный Рефлексивный.
1.планирование,
2. организация творческой группы,
3. конструирование содержания урока,
4.репетиции.
Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию.

Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.

В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.

На этом этапе проводится анализ урока.

Необходимо учесть все его достоинства и недостатки

Вывод

  • На мой взгляд, выбор педагогических технологий зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
  • Оптимальным вариантом является использование смеси традиционных и инновационных педагогических технологий.

Следует вспомнить высказывание  «Все новое — это хорошо забытое старое».

Это схема позволяет разрабатывать уроки по таким разделам,как:

Художественные ремесла (прихватка)

Кулинария (из бутербродов, пиццы, торта…)

Изделия из текстильных материалов (стежки ручгые , машинные).