Эссе «Почему я стала педагогом»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ     

 «Краснолучская образовательная школа I – III ступеней № 10»

 

 

 

 

 

 

 

Эссе «Почему я стала педагогом»

 

Подготовила:

Задорожная  Наталья  Александровна,

учитель технологии

ГБОУ «Краснолучская

общеобразовательная школа I-Ш ступеней №10»

 

 

 

 

 

 

Красный Луч

2018

 

Эссе «Почему я стала педагогом»

Случайно ничего не происходит …
Есть тайный смысл законов бытия.

А. Февральский.

В моей семье не одно поколение занималось педагогической деятельностью: и бабушка, и мама, и мамина сестра. Возможно, любовь к детям и стремление приносить пользу обществу передались мне генетически, и, конечно, на мое желание стать учителем повлияло то, что еще с детства я постоянно находилась в окружении педагогов. Все радости и трудности этой утомительной, но увлекательной профессии я видела как на ладони. Мне очень повезло, потому что хорошие педагоги окружали меня не только в семье. В школе, где я училась, был замечательный педагогический коллектив, который, несомненно, сыграл свою роль в определении моего призвания. Благодаря моим учителям я прониклась уважением к этой профессии не только в детстве, но и в течение всей сознательной жизни. С радостью вспоминаю, когда 1 сентября  1981 года переступила порог школы. Тогда я увидела красивую женщину с букетом  цветов в руке и яркой улыбкой на лице. Именно таким запомнился мне образ первой учительницы, который я пронесла в сердце

через всю жизнь.
Спасибо моей первой учительнице, Ольге Николаевне Дьяченко, за чуткое  сердце, понимание, ту бархатную улыбку, которая излучала любовь к нам,  и за первые жизненные уроки. Действительно, первая учительница стала моим другом и наставником на всю жизнь. Именно она посеяла в детской душе маленькой девочки зернышко любви к этой профессии.  «Призвание творит тот, кто творит человека, — люди, воспитывающие его», — отмечал В. А. Сухомлинский.

И сейчас я счастлива оттого, что вовремя почувствовала свое призвание. Ведь для меня нет лучшей профессии! Она одна из самых неспокойных, тяжелых, но самых человечных. Возможно, чем благороднее профессия, тем она неблагодарнее, ведь достижения воспринимаются как должное, а любой промах и небольшие неудачи трактуются как некомпетентность. Кстати, учитель занимает второе место (после врача) в рейтинге неблагодарных профессий, поскольку люди, к сожалению, не сразу могут оценить заслуги их наставников.

Что имеет учитель сегодня? Низкую зарплату, кучу непроверенных тетрадей, множество бессонных ночей и постоянную головную боль? На первый взгляд именно так и кажется, но почему же тогда люди выбирают профессию, которая приносит им лишь проблемы?

Я считаю, что учителя — очень счастливые люди, если не материально, то духовно, а это и является основным условием для настоящего человеческого счастья. Деньги можно заработать, а вот внутренний покой и удовлетворение от работы – нет. Учителя счастливы, потому что видят плоды своего труда и благодарность учеников, потому что чувствуют себя нужными и удовлетворяют основную потребность каждого человека — потребность в признании. Педагоги, которые видят искорки в заинтересованных глазах своих учеников, понимают, что стали для них авторитетом и теперь в некоторой степени ответственны за дальнейшую судьбу этих школьников, которые искренне верят в своего наставника.

Какова же роль учителя в обществе? Бесспорно, большая, даже определяющая. Ведь проходят годы, века, тысячелетия, меняются политические системы и лидеры, утверждаются новые нравственные ценности, но не меняется роль учителя – сеятеля «разумного, доброго, вечного». Потому что учитель первым открывает дорогу к знаниям, щедро засеивает в детские души зерна любви к родному языку, родному краю, взращивает ростки нравственных качеств, которые прорастут не только в нас, но и в наших потомках. На судьбоносных перекрестках мы всегда обращаемся к учительским советам, сверяем по ним свою жизнь, сдаем перед ними жизненный экзамен на честность, верность и мужество.

Пожалуй, сегодня никого не нужно убеждать в том, что учителем может стать далеко не каждый. Люди всех специальностей  для общества одинаково важны. Однако учителя в общий ряд поставить невозможно: от него, и только от него будет зависеть, состоится ли как морально, так и профессионально инженер, предприниматель, военный, врач… Вот почему выбор профессии учителя – вопрос исключительно социального значения.

Перед современным образованием поставлены новые цели. Сегодня ученикам недостаточно иметь определенный багаж знаний, а нужно уметь творчески использовать их для решения проблем. Навыки, которыми должны они обладать в XXI веке,  не новы. Поистине новым является заключение о том, что функциональные навыки значимы за пределами общепедагогического контекста, и поэтому уровень его развития обусловлен в конечном итоге динамикой изменений мировой экономики.

Каждая страна пытается решить проблемы в системе образования и создать условия обучения и воспитания личности в быстро меняющихся условиях. В каждой стране свое видение решения проблем. Многие успешные страны ежегодно пересматривают и вносят изменения в систему образования. Это положительный опыт, который необходимо применить у нас в молодой республике.

В Луганской Народной Республике возможно применить многое из мирового опыта для обучения наших детей. Конечно, у нас своя самобытность, и мы должны сохранить культуру, традиции народов. Начинать преобразования в системе образования, учитывая потребности наших детей в современном мире, нужно уже сегодня. Одним из значимых вопросов образования является ИКТ, которые помогают решать  дидактические задачи, а именно:

  • совершенствовать организацию преподавания, повышать индивидуализацию обучения;
  • повышать продуктивность самоподготовки учащихся;

индивидуализировать работу самого учителя;

  • усиливать мотивацию к обучению;
  • активизировать процесс обучения и возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • обеспечить  гибкость  процесса обучения.

В. А. Сухомлинский советовал своим учителям: « Для каждой работы ищите наиболее рациональные приемы умственного труда. Избегайте трафарета и шаблона».

Так как мой кабинет не оснащен интерактивным оборудованием, мне приходится выходить из положения, пользуясь личным ноутбуком. С его помощью на занятиях я показываю презентации, видеоролики, которые использую на разных этапах, что способствует  психологическому настрою учащихся.

Моя мечта проводить  занятия в интерактивном кабинете, где есть возможность у каждого ученика работать за персональным ноутбуком, например,  при конструировании одежды, подготовке к проектам. Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-коммуникационных технологий поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как мощный рычаг умственного развития ребёнка.  Современные компьютерные технологии, на мой взгляд,  желательно использовать и во внеклассной работе. Например, я бы могла проводить различные викторины по предмету «Технологии», «ИЗО»  с применением интерактивной доски. Такие мероприятия интересны всем: и участникам, и болельщикам, и жюри.

Для того, чтобы процесс обучения был плодотворным, нам необходимо  исследовать свою педагогическую деятельность.

Анкетирование среди учеников школы с целью выявления заинтересованности их в использовании ИКТ показал следующее: 93% считают их  интересными, 7 % заявили, что им все равно.

Однако не факт, что использование компьютера на занятиях даёт возможность овладеть любым предметом «легко». Лёгких путей в науке нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета. Интерактивные технологии очень интересны для учащихся и могут в первую очередь обозначить для учеников задачи и цели. Буквально десять лет назад единственным источником знаний для учащихся  был учитель. При этом почерпнуть новые знания ученик не мог нигде, кроме как в школе или в книге, которую ему посоветовал тот же учитель. Сегодня знания передаются не только от учителя к ученикам, но и между учениками, что позволяет создавать новый уровень знаний. Большая часть наших учеников имеют собственные планшеты, смартфоны с выходом в Интернет. В свою очередь активно применяются образовательные технологии, и учителя могут нести знания не только в классе. В будущем, я думаю,  главным источником знаний для учеников станет Интернет, технологии будут индивидуально ориентированы и направлены  на получение новых знаний. Учителям, имеющим достаточный уровень педагогических знаний, большой стаж работы, освоившим традиционные методы преподавания, всегда сложно что-то менять в привычной для них профессиональной деятельности. Лозунг «Меняется мир – меняюсь Я» – это  не громкие слова, это потребности современного общества. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя – синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Мировая практика показывает, что сотрудничество между учителями – необходимый фактор улучшения и преобразования школьной практики, сопутствующий ее эффективности. В настоящее время у нас огромные возможности благодаря всемирной сети Интернет. Находясь дома, мы можем обсудить волнующие нас профессиональные проблемы, получить консультацию коллег и, конечно же, делиться бесценным опытом.

« Школы не могут стать увлекательным местом для учеников  до тех пор, пока не станут увлекательным местом для взрослых», — отмечали           М. Вайнберг и  В. Гроссман еще в1998 году.

Мы также должны учитывать, что использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду нежелательных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса – учителя и учеников и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.

Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. Все мы стремимся к тому, чтобы ученики умели размышлять, анализировать, качественно работать с информацией. Но самое важное, на мой взгляд,- это желание учиться с удовольствием.